Управление взысканием
Виды взысканий можно разделить на несколько основных этапов, среди которых судебные (включая этап исполнения судебного решения) и досудебные. Автоматизация взыскания предусматривает внедрение программных решений, способных охватить все этапы работы по должникам — от первоначального уведомления до успешного закрытия исполнительного производства.
Поскольку автоматизированные системы исключают человеческий фактор, становятся невозможными механические ошибки, ускоряются не только бизнес-процессы, но и процедура по взысканию задолженности в целом.
На самом первом этапе попытки вернуть долг ограничиваются настойчивыми напоминаниями — телефонные звонки, смс-сообщения. А для банков — информирование должника через его личный кабинет. На практике используется и отправка сообщений в бумажном варианте, а также по электронной почте. При этом количество звонков строго ограничено законодательством — как по количеству, так и по времени суток для попыток созвона.
Кредитная организация обладает и правом наложить санкции — но лишь те, которые указаны в первоначальном договоре при получении займа. Безусловно, данный договор должен быть подписан обеими сторонами разбирательства.
Возможен и вариант с залоговым имуществом — практикуется редко, но в этом случае кредитор обладает законным правом реализовать залоговый субъект. Судебного одобрения для кредитора не требуется. Как правило, такие меры ограничены двумя основными сферами — ипотечным имуществом и автокредитами. Но тут отметим, что такое условие (о возможности реализации заложенного имущества без суда) должно быть обязательно предусмотрено соглашением между сторонами.
Судебное взыскание просроченной задолженности
Как правило, к этому этапу кредитор переходит, только убедившись в невозможности получить свои средства в досудебном порядке. Если спорная сумма не превышает 500 000 рублей, то возможен запуск «приказного судопроизводства». Если размер долга выше или возникает спорная ситуация, то дело разрешается в порядке искового производства.
Вместе с тем, необходимо учитывать особенности взыскания в судебном порядке:
- большие затраты времени;
- требуется привлечение специалистов и работа с документами;
- выплаты в большинстве случаев должник производит малыми суммами на протяжении длительного срока, чаще всего затягивая на годы.
Следующий этап работы со взысканием — исполнительное производство: если при судебном разбирательстве полностью подтверждены права истца на затребованную сумму. Сотрудники службы приставов в ходе ИП обладают правом выполнять различные действия, основные из которых:
- наложение ареста на счета;
- списание денежных средств с банковских карт;
- запрет на выезд за пределы Российской Федерации.
Важно: исполнительное производство не является препятствием для прохождения должником банкротства. В ходе этой процедуры приставы снимают все ранее наложенные ограничения, а само исполнительное производство приостанавливается. Это правило касается в равной степени как физических, так и юридических лиц.
Привлечение коллекторских агентств
Кредитные организации нередко прибегают к помощи профессионалов при возврате своих средств. Существуют два главных метода такой работы с задолженностью:
- Агентский договор. Банк (или МФО) продолжает выступает в качестве кредитора, требующего возврат своих денежных средств. Но конкретную работу по общению с должником выполняют сотрудники коллекторского агентства, которое в данном случае выступает как партнёр банка.
- Цессия. Кредитор передаёт (продаёт) своё право на возмещение занятой суммы. Он устраняется от процесса возврата долга, получив плату за уступленное право требования к должнику. Все вопросы переходят к новому кредитору, как и риск невозврата долга.
На практике используется и такой вариант цессии, как выкуп портфеля задолженностей. В нём, как правило, собраны мало перспективные дела по займам. В такой пакет периодически попадают исполнительные производства, по которым не просто инициировано, а завершается дело о признании банкротства.
Какие задачи решает автоматизация взыскания Legres
Задача IT-решения — автоматизированное управление процессом взаимодействия сторон в деле о взыскании. Программное обеспечение выверено с существующими нормативными стандартами. Цифровые системы урегулирования взысканий решают комплекс задач, основные из которых:
- Увеличение успешно завершённых дел по возврату задолженности за минимальный срок.
- Уменьшение ресурсов, затраченных на рабочий процесс.
- Сокращение количества задействованных сотрудников.
Эти задачи выполняются за счёт автоматизации каждого этапа взысканий и сокращения объёма рутинной работы. Что это означает на практике:
- уменьшается вероятность ошибок;
- исключаются просрочки в подаче документов;
- возрастает скорость решения вопросов не только с судом, но и арбитражными управляющими;
- автоматически выполняются шаблонные задачи;
- минимизируется риск потери информации.
Система автоматизация взыскания Legres кастомизирована под конкретные процессы, поэтому решение задач происходит без потери времени и затраты человеческих ресурсов. Одинаково удобно контролировать как рутинные процессы, так и вносить изменение в алгоритм решения сложных задач. Выполняется сквозной процесс автоматизации всех стадий взыскания.
Какие виды сервисных услуг предоставляет автоматизация взыскания Legres:
- Сервис «Банкротство» — позволяет оперативно получать и реагировать на информацию — возможность выполнить взыскание средств до того, как произойдёт списание всех долгов по банкротству.
- «Мониторинг Банкротства» — получение сведений по конкретному заданному списку физических лиц, регулярное обновление сведений об их статусах, при этом частоту мониторинга можно задавать индивидуально.
- «ОКО-СКАН: Классификация» — позволяет систематизировать и обработать исходные документы, выполняется автоматически заданная подготовка документов под нужный формат.
- «ОКО-СКАН: Извлечение» — оперативное извлечение из материалов дела не только конкретного атрибута, но и рукописного текста. Сервис обеспечивает извлечение информации из судебных документов и обработку входящей информации.
- «Определение подсудности» — этот сервис помогает массово получать информацию по всем необходимым данным:
- территориальная подсудность;
- отдел судебных приставов;
- реквизиты и код суда.
Можно уточнить вышестоящую судебную инстанцию по каждому конкретному исполнительному производству, а также узнать возможность подачи электронного обращения на портале ГАС, здесь же указаны и реквизиты для оплаты госпошлины.
6. «СудыОнлайн» — этот универсальный сервис позволяет подавать в суд в течение месяца порядка 20 000 заявлений (для сравнения — один сотрудник сможет подать 2 000 документов). При помощи данной услуги также можно найти поданные ранее заявления и отслеживать их статус. В настоящий момент доступна подача четырёх видов документов: заявление о выдаче судебного приказа, заявление о выдаче дубликата судебного приказа, исковое заявление, а также иное (как правило, используется для замены стороны).
7. База данных — с её помощью можно оперативно получить информацию по должникам, отследить все исполнительные производства конкретного должника независимо от территориальности рассмотрения дела, здесь же данные по возможным предыдущим банкротствам фигурантов дел о взыскании.
Результат работы сервиса — автоматизация взысканий на любой стадии судебного и досудебного разбирательства, возможность получения с должника средств не только в ходе исполнительного производства, но и при запущенной процедуре банкротства.
Основные преимущества использования продуктов для автоматизации взыскания
Оптимизируется работа с реестром долговых обязательств, Увеличивается количество дел в работе без расширения штата сотрудников или возрастания их нагрузки. Дополнительные возможности:
- отслеживание всех изменений в делах о банкротстве;
- работа по взысканиям старых задолженностей, уточнение актуальности данных о предыдущих исполнительных производствах.
Результат цифровизации — не просто автоматизация процессов, а облегчение коммуникации между всеми сторонами. По всем вопросам автоматизации специалисты компании Legres окажут поддержку на каждом этапе внедрения продуктов, предоставят консультации по максимально эффективному использованию её возможностей, а также по интеграции с источниками данных, включая ФССП и ГАС Правосудие.
- Проверка на банкротство физических лиц
- Включение требований в реестр требований кредиторов при банкротстве
- Как эффективно управлять дебиторской задолженностью?
- ОКО-Скан – важнейший инструмент для взыскателей
- Как проверить долги у судебных приставов
- Определение отдела судебных приставов по адресу или месту взыскания ФССП
- Программа для обработки сканированных документов