Управление взысканием

112
Время чтения: 7 мин.
Дата публикации: 16 мая 2025

Виды взысканий можно разделить на несколько основных этапов, среди которых судебные (включая этап исполнения судебного решения) и досудебные. Автоматизация взыскания предусматривает внедрение программных решений, способных охватить все этапы работы по должникам — от первоначального уведомления до успешного закрытия исполнительного производства.

Поскольку автоматизированные системы исключают человеческий фактор, становятся невозможными механические ошибки, ускоряются не только бизнес-процессы, но и процедура по взысканию задолженности в целом.

На самом первом этапе попытки вернуть долг ограничиваются настойчивыми напоминаниями — телефонные звонки, смс-сообщения. А для банков — информирование должника через его личный кабинет. На практике используется и отправка сообщений в бумажном варианте, а также по электронной почте. При этом количество звонков строго ограничено законодательством — как по количеству, так и по времени суток для попыток созвона.

Кредитная организация обладает и правом наложить санкции — но лишь те, которые указаны в первоначальном договоре при получении займа. Безусловно, данный договор должен быть подписан обеими сторонами разбирательства.

Возможен и вариант с залоговым имуществом — практикуется редко, но в этом случае кредитор обладает законным правом реализовать залоговый субъект. Судебного одобрения для кредитора не требуется. Как правило, такие меры ограничены двумя основными сферами — ипотечным имуществом и автокредитами. Но тут отметим, что такое условие (о возможности реализации заложенного имущества без суда) должно быть обязательно предусмотрено соглашением между сторонами.

Судебное взыскание просроченной задолженности

Как правило, к этому этапу кредитор переходит, только убедившись в невозможности получить свои средства в досудебном порядке. Если спорная сумма не превышает 500 000 рублей, то возможен запуск «приказного судопроизводства». Если размер долга выше или возникает спорная ситуация, то дело разрешается в порядке искового производства.

Вместе с тем, необходимо учитывать особенности взыскания в судебном порядке:

  • большие затраты времени;
  • требуется привлечение специалистов и работа с документами;
  • выплаты в большинстве случаев должник производит малыми суммами на протяжении длительного срока, чаще всего затягивая на годы.

Следующий этап работы со взысканием — исполнительное производство: если при судебном разбирательстве полностью подтверждены права истца на затребованную сумму. Сотрудники службы приставов в ходе ИП обладают правом выполнять различные действия, основные из которых:

  • наложение ареста на счета;
  • списание денежных средств с банковских карт;
  • запрет на выезд за пределы Российской Федерации.

Важно: исполнительное производство не является препятствием для прохождения должником банкротства. В ходе этой процедуры приставы снимают все ранее наложенные ограничения, а само исполнительное производство приостанавливается. Это правило касается в равной степени как физических, так и юридических лиц.

Привлечение коллекторских агентств

Кредитные организации нередко прибегают к помощи профессионалов при возврате своих средств. Существуют два главных метода такой работы с задолженностью:

  1. Агентский договор. Банк (или МФО) продолжает выступает в качестве кредитора, требующего возврат своих денежных средств. Но конкретную работу по общению с должником выполняют сотрудники коллекторского агентства, которое в данном случае выступает как партнёр банка.
  2. Цессия. Кредитор передаёт (продаёт) своё право на возмещение занятой суммы. Он устраняется от процесса возврата долга, получив плату за уступленное право требования к должнику. Все вопросы переходят к новому кредитору, как и риск невозврата долга.

На практике используется и такой вариант цессии, как выкуп портфеля задолженностей. В нём, как правило, собраны мало перспективные дела по займам. В такой пакет периодически попадают исполнительные производства, по которым не просто инициировано, а завершается дело о признании банкротства.

Какие задачи решает автоматизация взыскания Legres

Задача IT-решения — автоматизированное управление процессом взаимодействия сторон в деле о взыскании. Программное обеспечение выверено с существующими нормативными стандартами. Цифровые системы урегулирования взысканий решают комплекс задач, основные из которых:

  1. Увеличение успешно завершённых дел по возврату задолженности за минимальный срок.
  2. Уменьшение ресурсов, затраченных на рабочий процесс.
  3. Сокращение количества задействованных сотрудников.

Эти задачи выполняются за счёт автоматизации каждого этапа взысканий и сокращения объёма рутинной работы. Что это означает на практике:

  • уменьшается вероятность ошибок;
  • исключаются просрочки в подаче документов;
  • возрастает скорость решения вопросов не только с судом, но и арбитражными управляющими;
  • автоматически выполняются шаблонные задачи;
  • минимизируется риск потери информации.

Система автоматизация взыскания Legres кастомизирована под конкретные процессы, поэтому решение задач происходит без потери времени и затраты человеческих ресурсов. Одинаково удобно контролировать как рутинные процессы, так и вносить изменение в алгоритм решения сложных задач. Выполняется сквозной процесс автоматизации всех стадий взыскания.

Какие виды сервисных услуг предоставляет автоматизация взыскания Legres:

  1. Сервис «Банкротство» — позволяет оперативно получать и реагировать на информацию — возможность выполнить взыскание средств до того, как произойдёт списание всех долгов по банкротству.
  2. «Мониторинг Банкротства» — получение сведений по конкретному заданному списку физических лиц, регулярное обновление сведений об их статусах, при этом частоту мониторинга можно задавать индивидуально.
  3. «ОКО-СКАН: Классификация» — позволяет систематизировать и обработать исходные документы, выполняется автоматически заданная подготовка документов под нужный формат.
  4. «ОКО-СКАН: Извлечение» — оперативное извлечение из материалов дела не только конкретного атрибута, но и рукописного текста. Сервис обеспечивает извлечение информации из судебных документов и обработку входящей информации.
  5. «Определение подсудности» — этот сервис помогает массово получать информацию по всем необходимым данным:
  • территориальная подсудность;
  • отдел судебных приставов;
  • реквизиты и код суда.

Можно уточнить вышестоящую судебную инстанцию по каждому конкретному исполнительному производству, а также узнать возможность подачи электронного обращения на портале ГАС, здесь же указаны и реквизиты для оплаты госпошлины.

6. «СудыОнлайн» — этот универсальный сервис позволяет подавать в суд в течение месяца порядка 20 000 заявлений (для сравнения — один сотрудник сможет подать 2 000 документов). При помощи данной услуги также можно найти поданные ранее заявления и отслеживать их статус. В настоящий момент доступна подача четырёх видов документов: заявление о выдаче судебного приказа, заявление о выдаче дубликата судебного приказа, исковое заявление, а также иное (как правило, используется для замены стороны).

7. База данных — с её помощью можно оперативно получить информацию по должникам, отследить все исполнительные производства конкретного должника независимо от территориальности рассмотрения дела, здесь же данные по возможным предыдущим банкротствам фигурантов дел о взыскании.

Результат работы сервиса — автоматизация взысканий на любой стадии судебного и досудебного разбирательства, возможность получения с должника средств не только в ходе исполнительного производства, но и при запущенной процедуре банкротства.

Основные преимущества использования продуктов для автоматизации взыскания

Оптимизируется работа с реестром долговых обязательств, Увеличивается количество дел в работе без расширения штата сотрудников или возрастания их нагрузки. Дополнительные возможности:

  • отслеживание всех изменений в делах о банкротстве;
  • работа по взысканиям старых задолженностей, уточнение актуальности данных о предыдущих исполнительных производствах.

Результат цифровизации — не просто автоматизация процессов, а облегчение коммуникации между всеми сторонами. По всем вопросам автоматизации специалисты компании Legres окажут поддержку на каждом этапе внедрения продуктов, предоставят консультации по максимально эффективному использованию её возможностей, а также по интеграции с источниками данных, включая ФССП и ГАС Правосудие.


Похожие статьи и новости

#взыскание
11.04.2025
Когда можно изменить подсудность
Читать далее
Изменение подсудности
#взыскание
25.03.2025
Зачем юристу использовать программы для автоматизации работы
Читать далее
Электронный документооборот
#взыскание
06.03.2025
Как взыскать судебные расходы
Читать далее
Как взыскать судебные расходы
Свяжитесь с нами
Выберите удобный способ
Задайте вопрос по телефону
+7 (495) 414-42-14