Legal Resources совместно с порталом РынокВзыскания.РФ провели исследование уровня автоматизации процессов на судебной стадии взыскания долгов. Его целью было узнать, насколько сильно судебное производство в коллекшн нуждается во внедрении IT-технологий, какие задачи работников могли бы решать компьютерные программы и существует ли на рынке запрос на конкретные услуги по автоматизации. Подробнее о результатах исследования читайте далее в статье.
IT-технологии в Legal Collection: исследование уровня автоматизации процессов на судебной стадии взыскания
Методология
Исследование состояло из двух частей: опроса и анализа статистических данных. В опросе приняли участие 10 компаний, среди которых были как крупные, так и небольшие коллекторские агентства и микрофинансовые организации, самостоятельно занимающиеся взысканием долгов.
Результаты
Опрос показал, на сколько процентов у коллекторских агентств и МФО сегодня автоматизирована стадия судебного производства. Стопроцентной автоматизации пока не добился никто. К такому результату стоит стремиться, но достичь его не так просто. Самый высокий показатель — 90%, а самый низкий — 20%. Чем крупнее компания, тем сильнее она автоматизирована и тем чаще она использует собственные IT-решения, а не сторонние.
Большая часть компаний считает, что их труд на судебной стадии автоматизирован где-то наполовину. Крайне низкий и крайне высокий процент показали только две компании.
Сколько времени занимают различные процессы на судебной стадии, если никак их не автоматизировать?
Приведение в приемлемый вид одного кредитного досье занимает в среднем от 10 до 20 минут. Электронная подача в суд — 20 минут, столько времени уходит на подготовку и отправку одного дела. Поиск информации в базе данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП) может длиться более 3 минут.
Респонденты отметили, что в автоматизации нуждаются:
- Работа с документами для подачи в суд: сбор, обработка и классификация данных.
- Мониторинг решений статусов судебных дел.
- Электронная подача в суд.
- Определение подсудности спора.
- Работа по агентской схеме.
- Работа с электронной подписью.
- Сбор информации из базы данных ФССП.
Согласно собранной статистике, максимум неудобств вызывает электронная подача в суд, и она больше всего нуждается в автоматизации — об этом заявили 31,59% респондентов. Наиболее редкими были пожелания автоматизировать работу с электронной подписью, базой данных ФССП, определением подсудности и агентской схемой.
Как же респонденты предлагают автоматизировать электронную подачу в суд? Можно выделить следующие пожелания:
- Добавить шаблоны для подачи с помощью искусственного интеллекта — 12,5%.
- Добавить больше судов для подачи в одном месте — 12,5%.
- Подключить электронную подачу в районные суды — 6,25%.
- Настроить работу с нотариальной надписью — 12,5%.
- Сократить процент подачи процессуальных документов в суд в бумажном виде — 6,25%.
- Добавить сценарий на случай вынесения судебного приказа и возврата заявления — 12,5%.
- Организовать электронную подачу в суды через СМЭВ — 6,25%.
- Сделать весь процесс подачи в суды полностью электронным — 6,25%.
- Упростить прикрепление большого количества документов к заявлению — 6,25%.
- Сделать электронную подачу быстрее бумажной — 6,25%.
- Сделать удобную подачу заявлений в мировые суды — 6,25%.
- Упростить прикрепление документов к заявлению с помощью динамических и статичных файлов — 6,25%.
Согласно данным исследования, наиболее сильно компании нуждаются в сервисе, позволяющем быстро подавать документы в разные суды из одного интерфейса. И чтобы это было удобнее, чем подача в суд документов в бумажном виде.
Как электронная подача в суд выглядит сегодня
В Legal collection электронная подача документов в суд обычно происходит через ГАС «Правосудие». Юристы вручную проверяют, можно ли отправить документы дистанционно в конкретный суд, а после — вручную заполняют все формы на сайте и загружают документ. Отслеживать статус исполнения тоже приходится вручную.
Несмотря на то что электронная подача в суд и сегодня быстрее бумажной, ГАС «Правосудие» часто подвергается критике. Изначально эта система разрабатывалась для судей, а не для истцов. Согласно данным опроса, дизайн ее интерфейса может вызывать неудобства, а сайт — зависать или ловить ошибки загрузки.
Развитие электронного правосудия не стоит на месте: в апреле 2023 года к системе электронного документооборота (ЭДО) были подключены 2493 суда, а сегодня их уже 3348. До тотальной цифровизации еще далеко, а взыскателям приходится упрощать свой труд на судебной стадии с помощью купленного или своего софта.
К концу 2024 года государство планирует запустить суперсервис «Правосудие онлайн», который должен позволить подавать заявления в суд, жалобы, включая апелляционные и кассационные, и иные документы внутри «одного окна». К 2030 году намечен ввод полной системы электронного правосудия, ради которого даже придется менять процессуальное законодательство: понадобятся отказ от письменной формы судебного делопроизводства и закрепление электронной формы судебного постановления.
***
В результате исследования стало ясно, что сотрудники сферы взыскания нуждаются в более удобном инструменте для подачи в суд, чем ГАС «Правосудие», который бы закрывал основные потребности: возможность подавать в разные суды в одном месте и максимальное удобство. Станет ли таким сервисом «Правосудие онлайн», покажет время. Пока же IT-компании занимаются автоматизацией процессов в рамках работающей инфраструктуры, модернизация которой неизбежна.
- Как мы обрабатываем адреса для определения подсудности и отдела судебных приставов
- IT-технологии в Legal Collection: исследование уровня автоматизации процессов на судебной стадии взыскания
- Наш опыт применения AI-технологий для классификации документов для подачи в суд
- 3 решения, сделавшие наши it-продукты лучше в 2024 году
- Конференция НАПКА: Рассказали как автоматизированная обработка кредитного досье влияет на прибыль и риски
- История продукта «ОКО-Скан»: от идеи до создания уникального продукта по обработке документов в collection
- Продуктовый подход, Agile и Scrum в разработке Legal Tech решений. Наш опыт внедрения и обратная связь сотрудников